Независимая интернет справочная по окнам Кубани


Оконный рынок 23 региона, итоги 2007 года. Взгляд со стороны.

Дата:  27.1.08 | Раздел: Различные проблемы

Оконный рынок 23 региона, итоги 2007 года. Взгляд со стороны.

Для более полного понимания реалий оконного рынка 2007 года, необходимо вернуться к событиям, произошедшим в 2006 году на оконном рынке России.  Хотя в предыдущие годы рынок показывал тоже приличные темпы роста, но такого, мягко говоря, рекордного темпа роста оконного рынка Краснодарского края и России в целом не мог, и не предсказывал, ни один из аналитиков.

По итогам 2006 года Россия вышла на абсолютное лидерство среди европейских стран по величине национального оконного рынка, опередив всех основных европейских конкурентов, как по суммарным физическим объемам производства оконных конструкций, так и по объемам их продаж в денежном выражении. Оконный рынок России стал первым и по отдельным направлениям – производство и потребление ПВХ профилей и соответственно производство оконных конструкций из ПВХ. Можно констатировать сегодня Россия – третий по величине в мире национальный оконный рынок после рынков гигантов Китая и США.

Немного цифр. В 2006 году сектор оконных конструкций из ПВХ показал рекордные за последние 5 лет темпы роста – около 34% в количественных объемах производства и около 50% в денежном выражении. Стали не просто больше потреблять, но и стали приобретать более дорогие окна, сделанные из более качественных комплектующих.  Если смотреть по рынку Краснодарского края, то практически были существенно уменьшены доли профилей ПВХ производства Турции. Рост оказался настолько неожиданным, что привел к дефициту комплектующих (системных профилей, стекла, фурнитуры и др.) что в свою очередь привело к росту цен практически на все  комплектующие. Рост цен на стекло, профиль ПВХ и другие комплектующие вынудил производителей окон искать пути снижения себестоимости производства за счет применения альтернативных (более дешевых) «объектных» ПВХ систем, более низких марок стекла, частичного возврата к использованию турецкой фурнитуры, что опять же подхлестнуло оконный рынок. Так или иначе, но по итогам 2006 года потребление оконных и дверных конструкций из ПВХ профилей достигло 16 600 000 м2.  Для сравнения развитый оконный рынок Германии в 2006 году составил 10 300 000 м2.

Бурный рост рынка и доходов в 2006 году многих производителей окон и поставщиков комплектующих ввел в состояние обманчивой эйфории. Казалось что прирост на 30 или даже на 40% — это уже мало.

На таких настроениях начался 2007 год. В СМИ давались очень оптимистичные прогнозы по дальнейшему росту рынка, с разницей только в окончательной цифре 50% - 60%. Более того довались долгосрочные прогнозы об устойчивом росте рынка ну не как не ниже 30% в год, на период до 2010 года.
Но, первые несколько месяцев, после традиционных для страны праздничных зимних месяцев нового года, охладили безудержный оптимизм у многих участников рынка. Многие «аналитики» (дававшие ранее оптимистические прогнозы) разводили руками не в силах дать ответ на вопрос: «А что же происходит с рынком?» Далее период с марта по август можно охарактеризовать как застой, и даже спад.

Так что же произошло? Почему рынок замер? Что делать дальше?

Выше головы не прыгнешь. Другими словами времена активного роста («детский» этап) оконного рынка фактически закончен. Рынок перевалил за отметку насыщения, и дальнейший рост ранка будет проходить с меньшими темпами. И, в конце концов, рост прекратится вовсе, после чего наступить общий спад (устойчивый отрицательный темп). Это будет означать, что оконные конструкции из профиля ПВХ пережили свой расцвет, а рыночный цикл этой технологии идет к концу, уступая место другой, более привлекательной для потребителя технологии. Как произошло в свое время с деревянными окнами. Это – закономерность развития вообще.

Теперь более подробно, что происходило на оконном рынке Краснодарского края в 2006-2007 годах.
Бурный рост спроса на оконные конструкции в 2006 году вызван, на мой взгляд, следующими причинами:

-
Уверенный рост доходов большей части населения;
-
Строительный бум;
-
Кредитный бум;
-
Рост стоимости нового жилья. Желание все же изменить свои условия проживания подталкивают к старту массовых ремонтов старого жилья, в том числе и замене окон.

После первого всплеска спроса на окна по всей стране, и поставщики комплектующих и производители окон искренне радуются такому спросу и как следствие повышению доходов. Рынок начинает лихорадить из-за нехватки фурнитуры, профиля ПВХ, стекла.
И поставщики понимают, что не смогут обеспечить такой рост оконного рынка необходимыми комплектующими. Но желание получить большую прибыль толкает их на принятие консолидированного кулуарного решение об одновременном подъеме отпускных цен. Как следствие рост стоимости оконных конструкций на некоторое время стабилизирует спрос на рынке.

Поставщики массово выводят на рынок «объектные» ПВХ системы. Их плюсом является более низкая стоимость по сравнению с полноразмерными системами. Это достигается за счет уменьшения толщины формообразующей стенки и как следствие уменьшению количества ПВХ необходимого для производства профиля.
Рынок восполняет нехватку европейской фурнитуры за счет более простых и менее качественных турецких производителей.
Качественное стекло марки М1 заменяется на более дешевое низших марок М2-М4. Начинаются заметные поставки стекла из Ирана, Китая, Турции. Массовый отход производителей от технологии производства окон, в сторону всяческих упрощений.
Все это приводит к падению отпускной цены на окна, что приводит ко второму всплеску спроса на окна, который продолжался до конца 2006 года. «Сарафанным» радио распространяется информация о большой прибыльности производства окон ПВХ. Те, кто подумывал организовывать свое производство, вплотную занялись этим вопросом. Тем более что для того чтобы стать производителем надо не так уж много денег. Организовать свое небольшое производство можно затратив по некоторым оценкам от 8000 – 12000 ?.

Наступает 2007 год. Традиционный «праздничный» спад продаж всеми участниками рынка воспринимается спокойно. Проходит несколько месяцев а ситуация на рынке не меняется, т.е. нет прежних продаж уровня 2007 года. Общее недоуменнее царит среди производителей, все ожидают старта строительного сезона.
А роста продаж не было, на мой взгляд, по следующим причинам:

-
Открытие за короткий срок множества небольших производств. Для нашего края с населением менее 5000000 жителей по некотором оценкам 400 – 500 производств, от малюсеньких цехов до такого гиганта как 1-й Оконный завод. С лихвой перекрывается частный сектор рынка;
-
Кредитная кабала части населения. Обман с реальными ставками по кредитам несколько сбивает покупательские способность населения;
-
Инфляционные перераспределения в структуре расходов у населения;
-
Позднее начало строительных работ массовой застройки по ряду причин. Вероятнее всего это замороженные резервы у нас на Кубани, которые внесут оживление на рынок к концу 2008 года.

К Августу 2007 года у крупных игроков рынка (поднявших в середине 2006 года наценку) существенно упали розничные цены, т.е. была предпринята попытка за счет снижения цен оживить розничный рынок и выйти из ступора продаж, я уже не говорю о всякого рода рекламной «заманухе» со стороны этих компаний. Более-менее, неплохо себя чувствовали компании сумевшие заключить контракты на остекление домов массовой застройки, окнами эконом серий из «объектных» профилей. Некоторые компании были вынуждены закрыться, не выдержав такого затишья на рынке.
Из-за такого затишья поставщики (профиля ПВХ) долгое время не решались повышать отпускные цены, хотя объективные причины для роста были. Труднее было поставщикам стекла. Рынок наводнился более дешевым иранским и китайским стеклом. Отечественные производители были вынуждены, снизить отпускные цены. Фурнитура вообще продержалась до конца года без существенных колебаний.

Итог 2007 года рост продаж у разных компаний оценивается от 0% до 15%. Общий рост продаж составил 8% - 9%. Если бы не последние 3-4 месяца 2007 года, роста вообще могло бы и не быть. Кстати, все крупные компании, понизившие свои розничные цены, вернули их на прежний уровень как, только, зафиксировали рост продаж в августе – сентябре 2007.
Игроков рынка слишком много для нашего региона. Рынок претерпевает качественные изменения, однозначно. Тотальный демпинг друг друга истощает компании, он же бьет и на перспективу, дискредитируя отрасль в глазах потребителей низкокачественными «тендерными» продуктами.

 

Автор: Zeroman (В статье приведено субъективное мнение автора).

 

В статье использованы материалы статьи «Российский оконный Рынок: Мифы и Реальность» журнала "Окна и Двери" №8-9/2007




Cтатья опубликована на сайте "Оконный бизнес Краснодарского края. Окна: ПВХ, Алюминий, Евродерево, Стеклокомпозит. Стекло.":
http://www.old.kuban-okno.ru

Адрес статьи:
http://www.old.kuban-okno.ru/modules/myarticles/article.php?storyid=60