Поставщики

Каталоги

Программы

Работа

Выставки

|    
Оконная интернет-справочная Кубани
На главную страницу Новости Кто продает Как могут обмануть Стеклопакеты Список Тендеры Справочник Термины Форум
10.1.08 19:38 | Прозрачный рынок – тенденции и перспективы...
Раздел: Различные проблемы | Автор: oknogid | Рейтинг: 8.11 (9) Оценить | Хитов 2721 |     Страница для печати
Различные проблемы
 

Бренность мира узрев, горевать погоди!
Верь: недаром колотится сердце в груди.
Не горюй о минувшем: что было, то сплыло.
Не горюй о грядущем: туман впереди...

Омар Хайям

Эпиграф, как мне кажется, как нельзя лучше отражает текущее состояние самого большого сегмента "прозрачного" рынка - плоского прозрачного стекла: производители никак не хотят забыть день вчерашний - "ажиотаж" 2006 года, потребители не уверены в завтрашнем дне, и всех сегодня волнует один и тот же вопрос - что же будет?..



В начале этого года производители стекла предсказывали повторение ситуации второй половины 2006 года - значительный дефицит плоского прозрачного стекла и, как вполне закономерное следствие, рост отпускных цен на него. Сомнений на сей счет почти не возникало. Да и как можно было думать иначе - ведь к этому были все предпосылки: продекларированные государством темпы увеличения строительства, поддерживаемые всяческими программами, рост производства в автомобильной отрасли с заявленной локализацией производства комплектующих (в том числе и автостекл), огромный рынок вторичного жилья с высокой степенью износа светопрозрачных конструкций, требующих замены. Многие переработчики в начале года пытались хоть немного застраховать себя от повторения ситуации и создавали своеобразный НЗ (неприкосновенный запас) на один-два месяца работы.

Не повторилось...

Для понимания причин происходящего сегодня на стекольном рынке некоторого "спада" в сегменте плоского прозрачного стекла необходимо обратится к событиям, предшествующим этому.

Сразу хотелось бы оговориться - слово "спад" не зря было взято в кавычки. Конечно, и в абсолютных, и в относительных цифрах рынок вырос, но темпы значительно меньше, чем в 2005 и 2006 годах. Средние темпы роста рынка плоского прозрачного стекла в России за последние 8 лет составляют порядка 6,75% в год. В 2007 году рынок вырос всего лишь на 4,5-5,0% против 11,5% роста в 2006 году. Основная доля промышленной переработки этой продукции приходится на три отрасли - строительную (72%), мебельную (9%) и автомобильную (15%), и абсолютно естественно, что любые значительные события в них оказывают существенное влияние на стекольный рынок.

Так что же это за события, оказавшие такое влияние на рынок в 2006-2007 годах?
Постараюсь привести, на мой взгляд, основные причины и их следствия в строительной отрасли (см. таблицу).

2005 - 2006 гг.
2006 - 2007 гг.
Причина
Следствие
Причина
Следствие
Постоянное увеличение благосостояния значительной части населения Увеличение затрат на ремонт в том числе и на замену "старых" окон Стабилизация доходов на фоне увеличения затрат Перераспределение в структуре затрат
"Кредитный бум" Массовая замена "старых" окон на современные по кредитным программам Понимание населением "реальных" кредитных ставок и ужесточение правил кредитования Уменьшение "импульсных" заказов
Рост цен на недвижимость Окончание многих "долгостроев" и, соответственно, кратковременное увеличение объемов построенного жилья Инфраструктурные ограничения Уменьшение новых строительных площадок
Программы по энергосбережению в ряде европейских стран Увеличение потребления стекла в Европе Законодательные инициативы РФ 2005 - 2006 гг. в области строительства Смещение начала реализации новых строительных проектов в свете новых законов

Автомобильную и мебельную промышленность намеренно не затрагиваю - там-то как раз все нормально, и именно они в 2007 году стали "локомотивами" роста, хоть и незначительного, в силу их меньшей доли, но все же роста!

Прочитав эти причины, многие усмехнутся: какой там рост благосостояния - у нас в энске люди про это и не слышали. Или: при чем здесь инициативы государства - как строили без разрешения на строительство, так и строят...

Для того чтобы правильно оценивать состояние рынка, необходимо понимать его территориальную структуру. А она на сегодняшний день такова: почти половина потребления стекольной продукции приходится на Москву и Санкт-Петербург с окружающими областями, а на них эти причины оказывают существенное влияние.

Российские производители стекла оказались сейчас в очень сложной ситуации: с одной стороны постоянно растущая себестоимость (на 17-20% в год), с другой - давление со стороны импорта (Китай, Иран, Корея), цены на который в достаточной степени стабильны и предсказуемы. Все это - на фоне заполненных готовой продукцией складов и приближения зимнего периода пониженного спроса. Но в эту ситуацию многие из них попали, можно сказать, добровольно...

Приток импорта в 2007 году был колоссальный - по различным оценкам, только из Китая поступило от 40 до 60 млн. кв. м в 4-миллиметровом исчислении (обычный объем импорта из Китая составляет порядка 20 млн. кв. м). Как рассказывал мне один из дистрибьюторов стекла в Уральском регионе, насмотревшись на "сумасшедший" спрос на стекло в 2006 году, их соседи по базе, занимавшиеся сбором металлолома, переквалифицировались и в 2007 году тоже повезли стекло из Китая, рассчитывая на значительную прибыль... Да что говорить, сами китайцы начали импортировать продукцию, арендовать склады в портах, завозить стекло большими партиями (баржами, вместимостью до 30 тыс. т) минимизируя, таким образом, логистические издержки.

Затрону и тему себестоимости - многим производителям есть над чем работать. Конечно, давление со стороны естественных (и не очень естественных) монополий велико, но есть же и другие возможности управления себестоимостью. Например, использование качественных материалов и современных технологий при строительстве/"холодном" ремонте печи может значительно увеличивать срок ее эксплуатации, уменьшая тем самым амортизационную составляющую. Можно улучшать качество выпускаемой продукции за счет внедрения автоматизированных систем контроля, что вполне закономерно приводит к уменьшению рекламаций со стороны потребителей и повышает лояльность к производителю. И этим рано или поздно придется заниматься всем производителям - рынок стекла становится все более конкурентным и сейчас уже недостаточно просто выпускать "что-то плоское и прозрачное".

Путей выхода из сложившейся ситуации несколько, и радует, что производители, кажется, пошли по верной дороге: снижение отпускных цен на продукцию - для сдерживания импорта, улучшение качества предоставляемых услуг, более тесное взаимодействие с потребителями для формирования у них лояльности по отношению к производителю, поиск новых рынков сбыта - т.е. абсолютно рыночные и прозрачные действия.

Что касается прогнозов (как всегда, неблагодарных ) на ближайшую перспективу, они, на мой взгляд, таковы:

Отечественные производители (к ним также относятся и заводы в России, принадлежащие крупным западным корпорациям) постепенно в течение зимы конца этого - начала следующего года вытеснят импорт из стран Азии до его естественных территорий: Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Ценовая динамика до конца 2007 года - стабильная, возможно даже некоторое снижение, но очень незначительное - на уровне 3-5%.
Этой зимой между производителями развернется очень жесткая конкурентная борьба "за место под солнцем". Для потребителей это будет проявляться в виде различных "разовых" акций по снижению цены, внедрению бонусных систем за объемные показатели, в предоставлении кредитных линий, улучшении логистической составляющей и т.д.
Высока вероятность перехода некоторых заводов на производство более востребованной рынком продукции - тонированного в массе стекла, и это будет, на мой взгляд, очень здравым шагом.
Рост цен возможен с апреля-мая 2008 года - первые шаги будут очень осторожными и выверенными, дабы не спровоцировать новую волну импорта: вероятно, 2-3 подъема по 2-3%. Затем - полоса спокойствия и стабильности: вплоть до августа-сентября 2008 года, где вероятен рост цен на 10-15%. Дальше заглядывать уже сложно...
Также следует отметить большое количество заявленных проектов по строительству новых флоат-линий. Реально же, как мне кажется, в расчет на ближайшую перспективу следует принимать только два продекларированных проекта, над которыми ведется реальная работа: завод по производству термополированного стекла в Рязанской области и строительство второй линии в Клину. (Относительно рязанского проекта хотелось бы добавить, что там же планируется размещение мощной магнетронной установки по нанесению покрытия на стекло для производства специальных видов стекол.) Ввод в строй этих заводов в конце 2008 - начале 2009 года тоже окажет определенное влияние на рынок. В частности это выразится в начале активного продвижения стекол с покрытиями.
Действительно, если заглядывать немного дальше, то наиболее востребованными на стекольном рынке России будут именно стекла, обладающие специальными свойствами - по энергосбережению, светопропусканию, самоочищающиеся, ультропрозрачные, с матированной поверхностью, бактерицидные (есть и такие - сам был недавно удивлен, увидев презентацию этого продукта - AntiBacterial Glass) и т.д. Обычное же прозрачное стекло или, как его иногда называют, базовый флоат станет действительно всего лишь "сырьем" для производства таких продуктов.
Также будут ужесточены требования к безопасности изделий из стекла - применение закаленного стекла и триплекса станет в достаточной степени массовым к 2010-2011 годам.
В свете заявленного роста цен на энергоресурсы продолжит увеличиваться потребность в энергосберегающих стеклах (TOP N, ClimaGuard, K Glass) - по различным оценкам, на 25-30% ежегодно. (Это уже затронуло Самостійна Україна, где сейчас энергосберегающие стекла пользуются огромным спросом.)
В проектировании и строительстве стали активно проявляться мировые тенденции - стремление к увеличению площади остекления и, как следствие, увеличению толщины используемых стекол (необходимо для компенсации прогибов и напряжений). Уже на этапах проектирования значительное внимание уделяют именно фасадной части проектов, как одному из наиболее важных элементов здания.
Один из самых крупных секторов промпереработки стекла - стеклопакетные производства - ожидает дальнейшая консолидация и укрупнение. К 2011-2012 годам порядка 40-45% этого рынка будет контролироваться 2-3 федеральными "игроками", еще столько же поделят между собой 50-60 крупных региональных производителей.
Мебельная промышленность и дальше будет развиваться стабильно, ежегодный рост прогнозируется на уровне 7-10%.
Вероятно значительное увеличение потребления стекла в автомобильной отрасли в 2009-2010 годах, тем более что одной из основных концепцией у многих автогигантов является увеличение площади остекления - за последние 10 лет она стала больше в 1,5 раза.

В заключение хотелось бы процитировать слова (в моем вольном переводе) топ-менеджера одной из зарубежных корпораций, сказанные им в нашей частной беседе: "Россия очень сложная страна с огромными перспективами в стекольном бизнесе. За последние пять лет вы (Россия. - Прим. авт.) совершили огромные шаги в развитии".

Я надеюсь, что и дальше наша страна будет развиваться очень динамично, и стекольная отрасль окажется одним из флагманов в этом развитии.

P.S.    В этой статья я намеренно старался не называть поименно ни одного из производителей, дабы это не выглядело рекламой (или антирекламой), не пытался оценить емкость рынка - как правило, это один из наиболее спорных моментов, который вызывает бурные дискуссии в среде специалистов по этому вопросу. Мне хотелось лишь донести до читателей взгляд на ситуацию в целом, определить векторы развития, тенденции и обозначить факторы, оказывающие влияние на рынок.

Можно сказать, мысли вслух…

Cogitations poenam nemo patitur…*

*Никто не несет наказания за мысли. Одно из положений римского права (Дигесты)

Дмитрий АЛЕКСЕЕВ

Источник: www.cwe.ru


 


  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  


      

ООО "Южные Интернет Системы"
ООО "Южные Интернет Системы" © 2007-2010 KUBAN-OKNO.RU
Проект kuban-okno.ru это отраслевой ресурс о производителях оконных конструкций из ПВХ, евродерева, алюминия, стеклокомпозита и других материалов в Краснодаре и Краснодарском крае. Каталог содержит более 1000 компаний связанных с оконным бизнесом, производители их дилеры и дистрибьюторы. Информация о профилях KBE, Rehau, Veka, Salamander, Montblanc, Deceuninck, Proplex, Elex, Орас и многих других. Цены, обзоры, рекомендации, рабочие документы, статистика ...
Избранное | О проекте | Реклама на сайте | Обратная связь

Powered by RunCMS
Генерация страницы: 0.06 секунд